Понятия со словосочетанием «гладиаторские бои»
Связанные понятия
Рудиарий — в древнем Риме так назывались гладиаторы, получившие свободу (награждённые деревянным мечом, называемым rudis), но принявшие решение продолжать участвовать в гладиаторских боях. Следует отметить, что такие вольноотпущенники в ряде случаев прекращали выступать на арене и присоединялись к обслуживающему персоналу боев, работая уже как свободные люди в качестве тренеров, укротителей диких зверей и других аналогичных областях. Некоторые из рудиариев продолжали выходить на арену и бои с их...
Гладиа́тор (лат. gladiator — «меченосец», от gladius — «меч», «гладиус») — боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе на забаву публики на специальных аренах.
Амфитеа́тр (от греч. άμφιθέατρον — «вокруг», «театр», заимствовано через немецкий или фр. amphithéâtre) — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами (римский амфитеатр) либо углублено в землю (греческий амфитеатр).
Аре́на (от лат. arena — песок) — сооружение для проведения массовых мероприятий.
Комиций (лат. comitium) — место на римском форуме, где происходили народные собрания — комиции.
Арена для боя быков — сооружение, включающая специально предназначенную для проведения боя быков арену и места для зрителей. В древнеримское время бои быков проводились в амфитеатрах, наряду с боями гладиаторов и прочими массовыми мероприятиями. Наибольшее распространению специализированные арены получили для проведения корриды.
Фламин Марса (лат. Flamen Martialis) — в древнеримской религии был первосвященником официального государственного культа бога войны Марса.
Кровавая забава, или кровавая потеха, — буквальный перевод английского понятия blood sport, обозначающего развлечения, связанные с пролитием крови, как правило, животных.
Похищение сабинянок, или сабинская война, — эпизод, относящийся к легендарному периоду римской истории.
Вела́риум, или вела́рий (лат. vēlārium; мн. ч. vēlāria) — тент или навес, которым в Древнем Риме прикрывали сверху театр или амфитеатр для предохранения зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды.
Торже́ственная по́мпа, или цирковая торжественная процессия (лат. pompa circensis) — в древнем Риме торжественная процессия — шествие, парад — перед началом скачек на колесницах или гладиаторских игр.
За́говор Пизо́на (лат. coniuratio Pisonis) — крупный заговор против императора Нерона в 65 году с целью его убийства и передачи власти аристократу Гаю Кальпурнию Пизону. Закончился неудачей, большая часть участников погибла. Наиболее подробно описан у Тацита («Анналы», XV, 48—74), упоминается у Диона Кассия («Римская история», LXII, 24—27), Светония («Жизнь двенадцати цезарей», Нерон, 36) и Полиэна («Военные хитрости», VIII, 62).
Каст (лат. Castus) — раб-гладиатор из Капуи, соратник Спартака, галл по происхождению. Участник Третьей войны с рабами. Погиб в 71 году до н. э. в Битве при Луканском озере вместе с другим командующим войск восставших Ганником.
Петуши́ные бои́ — состязания специально обученных хозяевами боевых петухов, которых натравливают на драку друг с другом; азартный вид спорта, в котором наблюдатели делают ставки на победу одного из петухов.
Комиций (лат. comitio, от лат. comeo — схожусь, собираюсь) — народное собрание в Древнем Риме.
Подробнее: Комиции
Марк Курций (лат. Marcus Curtius) — мифический молодой римлянин, принёсший себя в жертву подземным богам.
Гипподром (др.-греч. ἱππόδρομος, от ἵππος — лошадь и δρόμος — бег, площадь для состязаний в беге) — у древних греков и римлян — место, специально предназначенное для проведения конных состязаний, гонок колесниц.
Фракиец (лат. thraex— представитель народа Фракии) — тип гладиаторов, первоначально были фракийцами по национальности, затем название перешло на комплекс вооружения вне зависимости от национальности бойца.
Центуриатные комиции (лат. Comitia centuriata) — один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству...
Ростра (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) — в Древнем Риме ораторская трибуна на форуме.
Салии (лат. Salii, от salio — «прыгаю, пляшу») — в Древнем Риме жреческая коллегия, состоявшая из 12 жрецов бога Марса и 12 жрецов бога Квирина. Своё название салии получили от военной пляски, совершавшейся ими во время ежегодных празднеств в честь Марса. Также существовала версия о происхождении названия от имени Салия, который якобы научил этой пляске. Салии охраняли двенадцать щитов — анкилов, среди которых один, по легенде, упал с неба, а остальные одиннадцать были точными его копиями. Были также...
Городские когорты (лат. Cohortes urbanae) — подразделения древнеримской армии, существовавшие в период Римской империи в Риме и некоторых других городах государства. Были созданы императором Октавианом Августом в качестве полицейских сил для охраны общественного порядка и подавления бунтов, а также, вероятно, чтобы несколько нивелировать огромное влияние в Риме преторианской гвардии. Эти когорты были обучены и вооружены по типу римских легионеров и подчинялись непосредственно префекту города (Praefectus...
Список содержит имена и даты полномочий упоминающихся в источниках народных трибунов (tribuni plebis) Римской республики в период с 493 года до н. э., когда эта должность была учреждена, по 43 год до н. э. Изначальной задачей народных трибунов была защита интересов плебса от патрициев; поэтому все трибуны за редчайшим исключением (Публий Клодий Пульхр по рождению принадлежал к сословию патрициев) были плебеями.
Типы гладиаторов Список типов гладиаторов включает различные типы гладиаторов в зависимости от их вооружения, а также термины, которые употребляли по отношению к различным должностям, связанным с гладиаторской подготовкой и боями.
Ликтор (лат. lictor) — особый вид госслужащих; упоминаются в истории со времени правления в Риме этрусских царей (VII век до н. э.).
Агоний или Агон (лат. Agonius от др.-греч. Ἀγώνιος, борец), также Энагониус (лат. Enagonius) — у древних греков и римлян эпитет, дававшийся 12-ти главным богам, покровителям битв и агонов (игр, состязаний).
Флами́ны (лат. flamines, единственное число flamen) — жрецы отдельных божеств в Древнем Риме.
Кла́вдии (лат. Claudii, gens Claudia) — римский род сабинского происхождения, образовавший, вместе с 5 000 клиентами, отдельную трибу, с Аппием Клавдием во главе (см. ниже). Род этот, из которого выделилась плебейская ветвь (известными её представителями являются Марцеллы), с самого начала отличался аристократическим высокомерием и особенным упорством в защите своих прав во время борьбы с плебеями. По примеру Публия Клодия, в последние годы республики некоторые члены этого рода стали именоваться...
Leges frumentariae (с лат. — «хлебные законы») — условное название совокупности древнеримских законов, регулировавших государственную политику обеспечения населения хлебом — как с помощью его продажи римским гражданам по сниженным ценам, так и путём бесплатных раздач.
Го́нки на колесни́цах или колесничные бега (греч. ἁρματοδρομία harmatodromia, лат. ludi circenses) — один из популярнейших видов спорта в Древней Греции, Римской империи и Византии. Гонки на колесницах представляли опасность для лошадей и колесничих, получавших во время состязания серьёзные травмы или даже погибали. Опасность состязания помимо его зрелищности привлекало большое число зрителей. Женщинам, в отличие от прочих видов спорта в древности, дозволялось наблюдать гонки на колесницах.
Подробнее: Гонки колесниц
Агонофеты (лат. agonothetes, др.-греч. ὰγωνοθέτης), а также агонорхи, агонистархи, агонодикамы, афлофеты, брабенты и эсимнеты, — у древних греков на народных играх распорядители и судьи, объявлявшие победу и определявшие награду победителям.
Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё население города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни.
Криптия (др.-греч. κρυπτείᾱ) — карательное мероприятие (избиение), периодически организовывавшееся спартанским рабовладельческим государством (Древняя Греция) для устрашения илотов. Такие облавы на илотов служили также воспитанию самих молодых спартиатов. Вот как Плутарх описывает криптии...
Квиндецемви́ры священноде́йствий (лат. quindecemviri sacris faciundis или просто decemviri sacris) — одна из главных жреческих коллегий Древнего Рима, члены которой избирались пожизненно. Их главной обязанностью было заботиться о Сивиллиных книгах и проверять их во всех важных для государства событиях по приказу сената.
Год четырёх императоров (лат. annus quattuor imperatorum) — период в истории Римской империи (68—69 годы), в течение которого на престоле сменилось четыре правителя: Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан.
Куру́льное кре́сло (лат. sella curulis) — отличительный признак курульных магистратов, особое кресло без спинки с X-образными загнутыми ножками. Первоначально делалось из слоновой кости, позднее из мрамора и бронзы.
Эпуло́ны (лат. Epulōnes) — члены одной из четырёх великих римских жреческих коллегий.
Квири́ты (лат. Quirites) — в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан (cives), употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium).
Куриатные комиции — древнеримские собрания патрициев 30 курий, восходящие к родовому строю.
Гаста (неправильно «хаста», от лат. hasta) — в широком смысле — древнеримское, изначально сабинское, копьё. Значение названия, как и ряда других видов римского оружия, в различные периоды было разным.
Тенза (лат.) — у древних римлян колесница, художественно изукрашенная, служившая для перевозки изображений богов во время праздничных шествий; возилась белыми лошадьми, быками, мулами, слонами и самим народом.
Триумф (лат. triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий.
«Сон Сципиона» (лат. Somnium Scipionis) — шестая и последняя книга труда «О государстве» Цицерона. Представляет собой вымышленное сновидение римского военачальника Сципиона Эмилиана, произошедшее за два года до уничтожения Карфагена в 146 году до н. э. под его командованием.
Центурия (лат. centuria — сотня; от centum — сто) — военное подразделение римской армии. В легионе было 60, при Империи 59 центурий. По мнению большинства специалистов, первоначально центурия насчитывала действительно около 100 человек, что примерно соответствует современной армейской роте, хотя имеются возражения. Некоторые авторы ссылаются на то, что во времена царского периода, в Риме просто не хватило бы солдат на 193 центурии (по реформе Сервия Туллия), в результате чего размер центурии оказался...
Бросание лисицы (нем. Fuchsprellen) было распространённым состязательным развлечением (кровавой забавой) в некоторых частях Европы в XVII и XVIII веках и заключалось в подбрасывании живых лисиц и прочих животных как можно выше в небо. Бросание обычно происходило в лесу или во внутреннем дворе замка или дворца, на круглой площадке, ограждённой натянутым холстом.Два человека становились на расстоянии шести-семи метров друг от друга, держась за концы пращи, которая раскладывалась между ними на земле...
Луперка́л (лат. Lupercal, от lupa — волчица) — пещера на Палатине и одно из важнейших культовых мест в Риме. По легенде основания города, там волчица вскормила двух близнецов — Ромула и Рема, перед тем как они основали город в 753 г. до н. э.